куда пойти планы занятий полезные материалы
50

Защитникам ленинградского неба

Возраст: дошкольники, 1-2 кл.

Образовательное путешествие к военному мемориалу в парке Сосновка с вступительным занятием и подведением итогов. Занятие проводится в преддверии Дня Победы (в начале мая).
Возраст: 6–8 лет

 


Этапы занятий. Вся работа может быть условно разделена на три этапа:

  • 1 этап — подготовительный; предварительная работа в группе ДОУ, позволяющая психологически настроить дошкольников на “путешествие”;
  • 2 этап — основной; работа в городском пространстве, проведение образовательной прогулки;
  • 3 этап — заключительный, нацеленный на обобщение итогов городского путешествия.

Подготовительный этап. Занятие в аудитории
Образовательную прогулку в парк Сосновка предваряет беседа, которая организуется в рамках совместной деятельности. Ее цель — сформировать у дошкольников представление о роли военной авиации в защите осажденного Ленинграда.

Ход беседы:

  1. Начинаем беседу с того, что вспоминаем вместе с детьми, как называется приближающийся праздник. Что дошкольники знают о нем? Что им известно о Великой Отечественной войне? В ходе обсуждения уточняем ответы дошкольников, не углубляясь в описание исторических событий.
  2. Акцентируем внимание детей на том, что об этой страшной войне нам напоминают многие памятники. Предлагаем расмотреть один из них. С помощью мильтимедийной техники демонстрируем на большом экране изображение мемориальной доски “Во время артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна”. Помогаем детям прочитать содержание надписи. Предлагаем им сделать свои предположения: что это такое? Где (на чем) располагается эта надпись? Зачем на домах во время войны размещали такие таблички? Почему в качестве фона для записи выбран такой цвет? Насколько это цветовое пятно заметно на стене дома? Помогаем детям понять, что такое артобстрелы, какую роль в этом играла немецкая авиация.
  3. Продолжаем беседу. Рассуждаем вместе с дошкольниками о том, можно ли было как-то остановить вражеские самолеты, которые летели в Ленинград, чтобы сбросить бомбы на мирных жителей. Принимаем все ответы детей, если они доказаны. Предлагаем обратиться к одной из военных фотографий, которая может “подсказать” ответ.
    С помощью мультимедийной техники выводим на большой экран одну из фотографий 40-х гг. XX столетия, изображающую летчиков и военные самолеты. Обсуждаем с детьми, что они видят. Что происходит? Помогаем дошкольникам всмотреться в изображение — по ходу беседы задаем уточняющие вопросы: кем может быть человек, изображенный на фотографии? Что дети увидели на фотографии такого, что может подтвердить их мнение? Что можно сказать об изображенном самолете? Что могут означать звезды, изображенные на его борту? Обобщаем ответы детей, делаем вывод о роли военных летчиков в защите Ленинграда в годы войны.
    Поясняем, что для эффективной борьбы с вражеской авиацией нужны были аэродромы. Обсуждаем смысл понятия “аэродром”. При необходимости демонстрируем фотографии военных лет, позволяющих детям освоить данный термин. Завершаем беседу сообщением о том, что один из военных аэродромов располагался недалеко от нашего детского сада.
  4. Дошкольникам, проявившим интерес к данной теме и желающим узнать новые подробности борьбы ленинградских летчиков с немецкой авиацией, предлагаем вместе с родителями в свободное время сходить на прогулку в Удельный парк и посмотреть один из сохранившихся с военных лет ЖБОТов (железобетонная огневая точка). Родители получают схему расположения объекта на территории парка и памятку следующего содержания: “Найдите вместе с ребенком ЖБОТ на территории Удельного парка. Рассмотрите его внешний облик. Порассуждайте вместе с ребенком: что это такое? Для чего могло это сооружение использоваться в годы войны? Каким образом из этого укрепления мог вестись огонь по вражеским самолетам? Как внутрь ЖБОТа попадал человек? Обсудите, в каком состоянии находится ЖБОТ, нужно ли сохранять подобные “следы” войны и почему.
    Дополнительная информация:
    ЖБОТ – железобетонная огневая точка. Появились во время Великой Отечественной войны. Защищали подступы к аэродрому со стороны Финляндии. В настоящее время существует несколько ЖБОТов на территории Озерков: один в парке “Сосновка”, один у жилого комплекса “Живой родник” и 3 на территории Удельного парка.

Основной этап. Образовательная прогулка к мемориалу в парке Сосновка

Цель: расширить представления детей о подвиге летчиков в годы Великой Отечественной войны и блокады; создать условия для развития умения рассматривать памятники культурного наследия города.

Прогулка в парк Сосновка включает в себя и проведение памятной акции, связанной с возложением цветов к памятнику “Защитникам ленинградского неба”. Поэтому с собой педагог берет цветы (по одной гвоздике на каждого ребенка).

Образовательная прогулка.

Первая остановка. Главная аллея, ведущая к мемориалу защитников города (со стороны пр. М. Тореза).

Задание:

  • Рассматриваем местность вокруг. Обсуждаем, что мы видим. Что мы чувствуем? Какое настроение дарит нам парк? Обобщая ответы дошкольников, обращаем их внимание на красоту и тишину парка в мирные дни, отмечаем, что сегодня Сосновка — любимое место отдыха многих петербуржцев.
  • Вспоминаем, что располагалось в парке в военное время. Задумываемся, почему аэродром был построен именно среди деревьев, в лесу.
  • Помогаем дошкольникам сделать вывод о необходимости и обязательности маскировки военных объектов.
  • Обращаем внимание детей на аллею парка. Поясняем, что когда-то именно здесь проходила взлетно-посадочная полоса аэродрома.
  • Обсуждаем сущность термина “взлетная полоса”. Выясняем, для чего нужна была взлетная полоса. Как дети представляют ее себе? Насколько длинной и широкой, по мнению дошкольников, она должна была быть? Принимаем все версии, высказанные детьми, если они доказаны.
  • Предлагаем дошкольникам проверить: мог ли “пробежать” самолет военной поры по сегодняшней аллее парка. Для этого просим детей “измерить” ширину парковой дорожки собственными шагами.
  • Сравниваем полученные данные с длиной размаха крыльев — самой широкой части самолета, “переведенной” педагогом в возможное количество детских шагов (размах крыльев самолетов-истребителей времен Великой Отечественной войны равнялся 9–11 м; бомбардировщиков — 14–17 м).
  • Помогаем детям сделать вывод, что ширина аллеи парка несколько уже возможной ширины взлетной полосы.
  • Поясняем, что после войны взлетную полосу превратили в парковую дорожку, засадив часть пространства березами.
  • Предлагаем детям пройти по аллее к тому месту, где располагался в годы войны аэродром.

Справочные материалы
В парке Сосновка еще в 30-х годах XX в. располагался общегородской лагерь Осовиахима (Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству). С началом войны было решено устроить в нем фронтовой аэродром. Его строительство именно в этом месте было связано с тем, что с началом блокады Ленинград потерял все крупные аэродромы.
Аэродром в Сосновке возводили инженерно-строительный батальон и отряд “стройармейцев”, состоявший из мобилизованных девушек. Посреди соснового леса расчистили площадку, разровняли и утрамбовали землю для взлетно-посадочной полосы. По окраинам полосы в лесу строили укрытие для самолетов, землянки для летчиков, склады горючего и боеприпасов. Строился аэродром с сентября по декабрь 1941 года. И уже в январе 1942 года на него садились большегрузные самолеты с продовольствием для населения и фронта. Старожилы Лесного вспоминали, что летчики жили в близлежащих домах. Этому особенно радовались дети. Военные, зная, как трудно выживать в блокадном городе, подкармливали детей.
Аэродром в Сосновке не раз подвергался налетам самолетов противника и артиллерийским обстрелам. Хотя полоса соснового леса хорошо прикрывала аэродром, другой природный фактор способствовал демаскировке объекта: в сухую погоду при взлете и посадке самолетов поднимались огромные облака пыли и песка.

Вторая остановка. Площадка парка около памятника “Защитникам ленинградского неба”.

Задание:

  • Задумываемся, как можно назвать этот уголок парка. Что такое “памятник”? Предлагаем детям обойти памятник, рассмотреть его и объяснить: кому он установлен? О чем хранит память?
  • Обсуждаем, почему ребята решили, что памятник установлен именно летчикам, а не танкистам, артиллеристам или пехотинцам. Что дети видят в памятнике такого, что позволило им сказать, что мемориал посвящен защитникам ленинградского неба?
  • Обобщаем ответы дошкольников: обращаем их внимание на барельеф (летчик в шлеме), форму конструкции мемориала (образ крыльев самолета) и памятные надписи.
  • Сосредотачиваем внимание дошкольников на барельефе. Обсуждаем, что можно сказать о летчике, изображенном на памятнике. Какой у него характер? Можно ли сказать, что он – смелый, храбрый, мужественный? Как автор, создавший памятник, это подчеркивает?
  • Просим детей подойти к мемориалу и по возможности прочитать надпись. Обсуждаем, почему на мемориале указаны именно эти даты? О чем они могут нам рассказать?
  • Предлагаем детям задуматься о том, почему именно в этом месте парка Сосновка поставлен памятный знак. Рассказываем детям о том, что представлял собой военный аэродром в 1941–1945 гг.
  • Обращаем внимание на цветы и венки, лежащие у памятника защитникам ленинградского неба. Предлагаем детям поразмышлять, почему рядом с ним так много цветов. Вместе с детьми возлагаем цветы к пьедесталу.

Справочные материалы

У северной границы бывшего фронтового аэродрома, в середине взлетно-посадочной полосы, 23 февраля 1978 г. был открыт памятник “Защитникам ленинградского неба”. Авторы проекта — архитекторы В. В. Виноградов, Л. В. Матвеев, скульптор — Н. А. Карпова, инженер — Б. З. Вильнер.
Композиция памятника напоминает эмблему летных частей. На стелах помещены тексты: “На месте фронтового аэродрома “Сосновка” памятник этот в шестидесятый год Октября благодарным потомством поставлен”, “Защитникам ленинградского неба, отсюда взлетавшим в дни и ночи блокады. Для Родины жизни они не щадили и одержали в сраженьях Победу. 1941–1945”.

Третья остановка. Воинское захоронение.

Задание:

  • Располагаем детей рядом с оградой воинского кладбища так, чтобы они могли воспринять картину местности в целом. Предлагаем дошкольникам поразмышлять: что это за место? Как его можно назвать?
  • Чтобы проверить верность своих предположений, проходим на территорию кладбища.
  • Останавливаемся около одной из могил. Обращаем внимание детей на надписи, сделанные на надгробных стелах. Объясняем, что они обозначают.
  • Предлагаем детям молча пройти между рядами и выяснить даты смерти захороненных людей.
  • Вместе с детьми размышляем, связаны ли эти даты с войной. Почему летчики могли умереть в эти годы? Почему летчиков хоронили рядом с военным аэродромом? Предлагаем окинуть взором кладбище и определить, много ли здесь захоронений.
  • Подходим к могиле в центре военного захоронения. Рассказываем детям о подвиге Героев Советского Союза Александра Петровича Савушкина и Петра Яковлевича Лихолетова.
  • Обращаем внимание детей на скульптуру склоненного воина.
  • Предлагаем подумать: кого изображает эта скульптура? Как изображен этот человек? Почему он склонил колени? Почему у него не прикрыта голова? Какие изображения и почему мы видим на постаменте памятника? Почему скульптура Воину-освободителю находится именно здесь?
  • Читаем стихи о воинах, героях Великой Отечественной войны.
  • Проводим “минуту молчания”.

Справочные материалы
В разное время на протяжении 1942–1944 гг. на аэродроме в Сосновке базировался 150-й истребительный полк. В его задачу входили сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, охрана ленинградского неба от налетов вражеской авиации и защита неба над Дорогой жизни. В 1943 г. на аэродроме базировался 34-й бомбардировочный авиационный полк.
Недалеко от взлетно-посадочной полосы аэродрома в Сосновке в годы войны возникло военное кладбище, где хоронили погибших летчиков и зенитчиков из располагавшихся тут частей и соединений. Всего здесь погребены 56 участников Великой Отечественной войны; одна из рак — безымянная.
Среди погребенных здесь — герои Советского Союза Александр Петрович Савушкин и Петр Яковлевич Лихолетов.
А. П. Савушкин родился в Московской области, в 1918 г., в семье крестьянина. Работал на заводе. В 1938 г. был призван в армию, окончил военную авиационную школу пилотов. В 1939–1940 гг. был участником “Зимней” (Советско-финской) войны. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воюя на Ленинградском фронте, совершил 30 боевых вылетов, сбил 18 самолетов противника. Был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной звезды, медалями. Погиб в мае 1943 г. Звание Героя Советского Союза было ему присвоено посмертно. Его имя носит улица в Приморском районе Санкт-Петербурга.
П. Я. Лихолетов родился в Донецкой области, в 1917 г., в семье рабочего. Работал на рудниках Донбасса. В Советской Армии с 1937 г. Окончил военную авиационную школу пилотов. Участвовал в Советско-финской войне. Во время Великой Отечественной войны был командиром эскадрильи 159-го авиационного полка. В воздушных боях лично сбил 19 самолетов противника. Награжден орденами и медалями. В 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Умер от ран в июле 1945 г.

Прогулка заканчивается, дети возвращаются в сад.

Заключительный этап. Занятие в аудитории

Цель: создать условия для рефлексии и творческого переосмысления впечатлений, полученных детьми во время прогулки.

Ход занятия:

  • Организуем творческую работу. Предлагаем детям оформить совместный коллаж на тему: “Защитникам ленинградского неба”.
  • Делим дошкольников на две группы.
  • Предлагаем одной из них создать в центре листа ватмана барельефное изображение увиденного в Сосновке памятника. Материал для создания композиции — пластилин.
  • Вторая группа дошкольников вырезает из цветной бумаги аппликационные изображения деревьев, элементов парковой архитектуры (скамеек, фонарей, клумб, дорожки и пр.) и размещает их вокруг уже размещенного на листе объекта.
  • Дополняем коллаж фотографиями детей, сделанными во время образовательной прогулки.

Авторы: Шейко Н. Г., доцент кафедры культурологического образования СПб АППО, Смирнова О. Л., воспитатель высшей квалификационной категории ГДОУ № 93 Выборгского района, Нилова Т. М., старший воспитатель высшей квалификационной категории ГДОУ № 93 Выборгского района.

Опубликовано: Уроки Великой Победы: Методические материалы в помощь учителю / сост. Л. К. Ермолаева. — СПб., 2010.

Свойства

Возраст

дошкольники, 1-2 кл.

Тип ресурса

Городские путешествия

Тип статьи

Городские путешествия