куда пойти планы занятий полезные материалы
dnevnik_Savicheva-title

Таня Савичева, ленинградская девочка

Возраст: 7-9 кл.

dom_Savicheva_2_linia_d_13memorial_dom_Savicheva_2_linia_d_13_01semja_Tani_Savichevoi3

Образовательное путешествие с вступительным занятием и подведением итогов в школе.
Занятие посвящено Тане Савичевой — ленинградской школьнице и автору дневника, который стал символом блокады Ленинграда и одним из вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе.
Во время экскурсии предлагается посетить Васильевский остров и увидеть дом, где жила в блокаду Таня Савичева, памятник, установленный в ее честь, и завершить путешествие посещением музея “Дорога жизни” в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера.

Возраст: 12–14 лет


Цель:  создать условия для осознания детьми важности духовного начала человеческой личности, особенно актуального во время экстраординарных событий.

Материалы к занятию:

  • рассказ Юрия Яковлева “Девочки с Васильевского острова” //  Яковлев Ю. Последний фейерверк. — СПб., издательство “Речь”, 2015;
  • фотографии блокадного Ленинграда;
  • текст дневника Тани Савичевой.

Этап 1. Классный час (урок внеклассного чтения) по рассказу Юрия Яковлева “Девочки с Васильевского острова”.
Под руководством педагога учащиеся читают рассказ и делят его на смысловые части. Затем, объединившись в группы по 4–6 человек, дети подбирают фотоиллюстрации из предложенного списка к каждой части текста. Объясняют свой выбор.

Рефлексия: что ты чувствуешь, глядя на эти фотографии? Составь список слов, которые выражают твое восприятие блокадного города. Добавь в этот список слова или предложения из рассказа Юрия Яковлева, которые соответствуют твоему восприятию.

Этап 2. Автобусная экскурсия с маршрутным листом “Ленинград Тани Савичевой”.
Остановки на экскурсии: дом Тани Савичевой (2-я линия ВО, 13) — памятник детям блокадного Ленинграда (сквер на Наличной ул., д. 55) — мемориал на 3-м км Дороги жизни “Цветок жизни” посещение музея “Дорога жизни” в поселке Осиновец.

Каждому ученику выдается индивидуальный маршрутный лист, с которым ребенок работает в течение всего дня.

Задания маршрутного листа:

  1. Внимательно рассмотрите дом № 13 на 2-й линии Васильевского острова. На фасадных стенах дома и во дворе найдите информацию о том, как этот дом связан с Таней Савичевой. Представьте это здание в блокадную зиму. Чем его облик мог отличаться от современного?
  2. В сквере дома № 55 на Наличной улице найдите памятник, связанный с блокадным Ленинградом. Определите, кому посвящен этот памятник. Объясните, почему был выбран именно такой образ для памятника.
  3. Запишите и зарисуйте не менее трех памятников Дороги жизни, которые связаны с историей Тани Савичевой.
  4. В музее “Дорога жизни” в поселке Осиновец узнайте, как проходила эвакуация ленинградцев через Ладожское озеро.

Этап 3. Домашнее задание: эссе по материалам чтения книги и экскурсии. Какое впечатление произвела на тебя история Тани Савичевой? Какие детали ее жизни тебя удивили, заинтересовали?

Автор: Анна Рапопорт, кафедра культурологического образования СПб АППО.

Свойства

Возраст

7-9 кл.

Тип статьи

Городские путешествия

Тип ресурса

Городские путешествия