куда пойти планы занятий полезные материалы
Matrosov_001

Память и памятники. Выборгская сторона

Возраст: дошкольники, 1-2 кл.

Ключевые слова: ,

Семейное образовательное путешествие для родителей с детьми в преддверии Дня Победы.

Объектами, которые предстоит исследовать дошкольникам и их родителям, становятся мемориальные доски, памятники и топонимы, связанные с событиями и героями Великой Отечественной войны.

Возраст: 6–8 лет

 

 


Цель:

сформировать у детей представление о формах сохранения исторической памяти в городской среде.

Маршрутный лист:

Ниже приводится текст и задания маршрутного листа, позволяющего взрослым организовать совместное c детьми исследование городского пространства. Пожалуйста, распечатайте материалы и возьмите их с собой на прогулку.

Семейное образовательное путешествие совершают родители вместе с детьми в преддверии Дня Победы (9 мая). Объектами, которые предстоит исследовать дошкольникам и их родителям, становятся мемориальные доски, памятники и топонимы, связанные с событиями и героями Великой Отечественной войны.

Ниже приводится текст и задания маршрутного листа, выдаваемого родителям накануне прогулки и позволяющего взрослым организовать совместное c детьми исследование городского пространства

“Уважаемые родители!
Предлагаем вам вместе с ребенком совершить путешествие, в ходе которого ваш малыш сможет узнать о том, как город хранит память о прошлых событиях. Выберите для прогулки теплый и по возможности солнечный день. Наденьте удобную обувь: вам предстоит длительное путешествие, часть пути вы вполне можете преодолеть на городском транспорте. Отправляясь на маршрут, не забудьте взять с собой фотоаппарат и цветы, которые ваш ребенок, без сомнения, захочет возложить к одному из увиденных памятников и мемориальных досок.
Итак, путешествие начинается…
Давным-давно один народ — древние греки — придумал сказку (легенду), согласно которой возле пещеры, где жил предсказатель, находились два источника. Все, кто хотел узнать о себе или об окружающем мире что-то новое и приходил к этому мудрецу, должен был испить воды каждого источника. Влага одного из них давала человеку возможность забыть все тревоги и волнения. Вода другого — наоборот, дарила людям память. Отпив из него, человек никогда не забывал того, что услышал в пещере предсказателя… В современном Петербурге мы вряд ли увидим подобный сказочный источник. Но город удивительным образом дает нам возможность вспомнить то, чего мы никогда не видели и не знали. Пройдитесь по улицам родного микрорайона и попытайтесь выяснить: как город хранит память о таком событии, как Великая Отечественная война и блокада.

1. Начните прогулку от ст. м. “Лесная”. Выйдите на Лесной проспект. Найдите и осмотрите дом № 61 по данной улице.
Определите, каково назначение этого здания. Что в облике дома может подсказать нам ответ на этот вопрос?
Остановитесь перед той частью здания, которое может служить своеобразным “источником памяти”. Каким образом дом хранит память о своих жильцах и прошедших событиях? Попробуйте “испить” из этого источника: что нового вы узнали из памятных (мемориальных) досок?

Сосредоточьте свое внимание на доске синего цвета. Прочитайте надпись еще раз. Поразмышляйте, когда и зачем она была сделана? Почему в качестве фона для надписи был выбран такой яркий цвет? Поговорите с ребенком, что такое война, чем она страшна и опасна. Обсудите, почему эту “военную” надпись сохранили до наших дней. Подумайте, как бы вы могли почтить память о героических жителях блокадного Ленинграда.

Продолжите путешествие по Лесному проспекту до улицы А. Матросова. Найдите и рассмотрите дом № 39.

Рассмотрите здание и найдите знак, который служит напоминанием о прошлом. Что написано на этой памятной доске? Чем она отличается от только что увиденных мемориальных досок на Лесном пр.? Сделайте вывод: как еще (в какой форме) город хранит память о прошлом?
Информация для родителей: Современное название улица Александра Матросова получила в декабре 1952 г. До этого она называлась — улицей Батенина.

По пешеходному переходу перейдите Лесной пр. и двигайтесь по ул. А. Матросова. У пересечения ул. А. Матросова и Большого Самсониевского пр. найдите сквер и осмотрите его. Что напоминает нам о прошедшей войне? Как можно назвать подобное сооружение?

Рассмотрите более подробно памятник. Кому он установлен: рядовому солдату или генералу? пехотинцу, летчику, танкисту или моряку? Является ли этот человек героем? Что в скульптуре вы увидели такого, что подтверждает вашу точку зрения?

Расскажите ребенку о подвиге А. Матросова.

Информация для родителей: Александр Матвеевич Матросов (1924–1943). Рядовой пехоты. Герой Советского Союза. Погиб в Псковской области. Похоронен в г. Великие Луки. В бою он бросился грудью на дзот (деревянно-земляная огневая точка), чем заставил замолчать вражеский пулемет. Закрыв его своим телом, он дал возможность солдатам своего подразделения одержать победу в том бою над фашистами. Этот подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

Памятник А. Матросову создали скульптор Л. М. Торич и архитектор Л. И. Шимаковский. Открыт 7 мая 1968 г.

Продолжите движение по Б. Сампсониевскому пр. до улицы Смолячкова. Остановитесь в скверике на пересечении этих двух магистралей. Как в этой части города сохраняется память о войне? Кому установлен здесь памятник? Почему вы решили, что этот монумент установлен участнику войны: какие детали изображения позволили вам сделать такой вывод? Рассмотрите памятник в целом: чем он отличается от уже увиденного вами монумента А. Матросову? Поразмышляйте, почему памятник установлен именно на этой улице?

Расскажите своему ребенку о подвиге Федора Смолячкова.
Информация для родителей: улица названа в честь героя Великой Отечественной войны Федора Смолячкова (1923–1942). Герой Советского Союза. Воевал на Ленинградским фронте. Снайпер. Уничтожил 125 немецких солдат. Погиб в бою под Пулковым. Похоронен на Чесменском кладбище Петербурга. Памятник на улице, носящей его имя, открыт 22 февраля 1968 г. Скульптор — А. А. Киселев, архитектор — В. А. Потапов.

Вернувшись домой, создайте творческий проект в форме коллажа на тему: “Мой район хранит память о войне…”. При работе над проектом используйте фотографии, сделанные во время путешествия.

Авторы: Шейко Н. Г., доцент кафедры культурологического образования СПб АППО, Николаева М. В., воспитатель высшей квалификационной категории ГДОУ № 93 Выборгского района.

Опубликовано: Уроки Великой Победы: Методические материалы в помощь учителю / сост. Л. К. Ермолаева. — СПб., 2010.

Свойства

Тип ресурса

Городские путешествия

Возраст

дошкольники, 1-2 кл.

Тип статьи

Городские путешествия