куда пойти планы занятий полезные материалы
bunker

Лесное помнит о войне…

Возраст: 7-9 кл.

kolodezkruglaja_banjaPl_Mujestva

Знакомство с формами сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны в Лесном — историческом районе Санкт-Петербурга.

Образовательное путешествие может быть использовано как внеклассное мероприятие, приуроченное к одной из памятных дат, связанных с блокадой Ленинграда, как уроки по теме “Ленинград — город герой” или в рамках образовательного модуля “Из истории Выборгской стороны” по теме “Выборгская сторона в годы блокады”, а также как занятие краеведческого объединения.

Возраст: 14–16 лет

 


Задачи:

  • Дать представления школьникам о том, как сохраняется память о Великой Отечественной войне в Лесном.
  • Создать условия для дальнейшего самостоятельного исследования этой темы.
  • Содействовать воспитанию бережного отношения к сохранению исторического наследия.
  • Формирование навыков самостоятельного освоения городского пространства.

Этапы занятия:

  • Первый этап — подготовительный, когда участники путешествия получают задание для определения начальной точки маршрута.
  • Второй этап — образовательное путешествие.
  • Третий этап — этап самостоятельного поиска информации для ответов на вопросы маршрутного листа (используются различные источники книги, интернет-ресурсы).
  • Четвертый этап — подготовка презентации (участники обрабатывают данные, полученные на этапе путешествия и поиска информации).
  • Пятый заключительный этап — презентация образовательного путешествия. Проходит в форме творческого представления результатов путешествия.

Необходимые материалы:
Подготовка папки путешественника. В папку вкладываются:

  • Информационный листок
  • Маршрутный лист
  • Фотографии (диск с фотографиями)
  • Информация об объектах
  • Творческие работы (рисунки, стихи, заметки, эссе и др.)

Подготовка презентации путешествия:

  • Участники обрабатывают данные, полученные на этапе путешествия и поиска информации, готовят презентацию путешествия.
  • Презентация путешествия — это реклама путешествия.

Основные требования к презентации:

  • Краткая (соответствует регламенту 3–5 минут)
  • Информативная (информация о маршруте, объектах, участниках)
  • Яркая (запоминающаяся)
  • Доступная (понятная зрителям и самому выступающему)
  • Понятная (не перегружена лишней информацией)
  • Креативная (творческое решение)

Ход занятий

Первый этап. Вводное занятие
На вводном занятии участники образовательного путешествия получают информационный листок с темой путешествия и опережающим заданием, которое поможет определить точку начала маршрута путешествия.

Опережающее задание. Обращение к ученикам:

Ваше путешествие посвящается теме “Лесное помнит о войне”. Наш город не случайно носит звание город-герой. Сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны очень важно для будущих поколений. В Санкт-Петербурге есть много памятных мест, связанных с военным прошлым города. Пройдя по предложенному маршруту, вы узнаете, как в нашем районе Лесном, сохраняется память о блокадных днях.
Ваше путешествие начинается в парке, который был создан в XIX в. около Лесного института. В годы Великой Отечественной войны парк подвергался жестоким обстрелам и бомбежкам.
Узнайте, о каком парке идет речь? Почему гитлеровцы считали парк особо важным военным объектом?

Выполнение задания: учащиеся выясняют (справочная литература, интернет-ресурсы), что речь идет о парке Лесотехнической академии (ЛТА), где в годы войны находился военный бункер, в котором размещался запасной штаб Ленинградского военного округа.

Второй этап. Образовательное путешествие
К месту начала путешествия — главному зданию академии в парке ЛТА — учащиеся отправляются вместе с учителем и волонтерами.
В начальной точке путешествия учащиеся делятся на группы и получают маршрутные листы с заданиями.
Во время путешествия участники находят и рассматривают объекты, отвечают на вопросы маршрутного листа. Источником информации служит сам объект, горожане.

Работа на маршруте. Получив маршрутный лист, учащиеся приступают к поиску и исследованию объектов.

Задание № 1. Ваш первый объект — улица, названная в память об освобождении советскими войсками от фашистских захватчиков одного из советских городов. Чтобы найти эту улицу, вам нужно пройти по Институтскому переулку.

  • Узнайте, как называется эта улица.
  • Какие еще улицы Санкт-Петербурга названы в память об освобождении от фашистских захватчиков?

Выполнение задания: используя карту, учащиеся выходят на Новороссийскую улицу, названную в память об освобождении от фашистских захватчиков в сентябре 1943 г. Задания, помеченные звездочкой (*), учащиеся выполняют как домашнее задание, используя различные источники информации, например, Тихорецкий проспект назван так в декабре 1952 г. в память об освобождении советскими войсками от фашистских захватчиков города Тихорецка в январе 1943 г. (Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы. — Л.: Лениздат, 1996).

Задание № 2. Чтобы найти второй объект, вам нужно пройти по найденной вами улице (объект № 1) в сторону возрастания нумерации домов до ближайшего перекрестка. Ваш второй объект — улица, которая названа в честь генерала, героя Великой Отечественной войны. Пройдите по ней, найдите дом № 9. Ваша цель — мемориальная доска.

  • Именем какого героя названа улица?
  • Кем он был в годы Великой Отечественной войны, какой была его судьба? Узнайте, какие улицы Выборгского района названы в честь героев Великой Отечественной войны.

Выполнение задания: по Новороссийской улице участники путешествия двигаются до пересечения с улицей Карбышева. На доме № 9 в память о генерале установлена мемориальная доска.

Задание № 3. Ваш третий объект находится на площади, названной в память о мужестве защитников Ленинграда и его жителей в трагические годы блокады. С помощью карты определите направление движения. Ваш объект — круглое здание на площади. Оно функционировало и в годы блокады.

  • Узнайте, что находится в этом здании. Кто архитектор?
  • В каком стиле оно построено?
  • Подумайте, почему в блокадном городе функционирование этого здания было важным для ленинградцев.

Выполнение задания: участники по улице Карбышева выходят на площадь Мужества. Третий объект — знаменитая “Круглая баня”, которая работала в блокаду. Баня построена по проекту архитектора А. Никольского в стиле конструктивизма.

Задание № 4.  Чтобы найти четвертый объект, вам нужно пройти по площади до проспекта, названного в память о стойкости ленинградцев, которых не сломили ужасы блокады. Двигайтесь по проспекту к дому № 6. Ваш объект — это памятник-барельеф. Рассмотрите объект.

  • Что собой представляет барельеф? О чем гласит надпись на памятнике?
  • Узнайте, где еще можно увидеть похожий знак.
  • Подумайте, почему установили такой необычный памятник.

Выполнение задания: участники по карте определяют название проспекта, куда им предстоит идти. Это проспект Непокоренных. На доме № 6 участники находят памятник-барельеф “Блокадный колодец — источник жизни”.

Задание № 5. Чтобы найти пятый объект, вам нужно вернуться по проспекту на площадь. Прямо напротив проспекта вы увидите два 16-этажных дома-трилистника — своеобразные ворота-въезд к мемориальному Пискарёвскому кладбищу со стороны центра города. Рассмотрите дома.

  • Какие памятные знаки на них установлены?
  • Узнайте, кто является автором проекта ансамбля площади Мужества.
  • Что предполагалось разместить в центре площади?

Выполнение задания: участники возвращаются по проспекту Непокорённых на площадь Мужества. Напротив проспекта расположены 16-этажные дома-трилистники — своеобразные ворота-въезд к мемориальному Пискарёвскому кладбищу со стороны центра города. На крыше домов установлены памятные знаки — даты 1941–1945. Автором проекта ансамбля площади Мужества является Л. Л. Шретер. В центре площади предполагалось поместить стелу в память подвига Ленинграда в Великой отечественной войне, которая в настоящее время установлена на площади Восстания.

Задание № 6. Ваш шестой объект — закладной камень — находится в сквере, ограниченном проспектом Тореза и Политехнической улицей, прямо напротив станции метро. Этот сквер называют “блокадным”.

  • Найдите объект.
  • Прочитав надпись на нем, вы узнаете, что предполагается установить в “блокадном сквере”.

Выполнение задания: в “блокадном сквере” перед станцией метро участники находят закладной камень. Надпись на нем гласит: “Камень заложен в честь 60-летия Великой победы над фашизмом. Здесь будет памятник славы, мужеству, героизму и стойкости ленинградцев, отстоявших Великий город”.

Задание № 7. Ваш седьмой объект тоже расположен на площади. Это особняк с башенкой, похожий на средневековый замок. Подойдите и рассмотрите объект. Это здание функционировало в годы блокады. Местные жители называли его “огонек в Лёсном”.

  • Предположите, что находилось в этом здании в тяжелые годы блокады.
  • Узнайте, что находилось в здании в блокадные дни. Кто построил это здание? Кому оно принадлежало?

Выполнение задания: участники находят объект — особняк Котлова (архитектор — Н. Товстолес), по адресу проспект Тореза, д. 8. В годы блокады в этом здании располагалась Центральная районная библиотека имени А. С. Серафимовича. Здесь можно было не только взять книги, но и отогреться около печки. Поэтому местные жители называли библиотеку “огонёк в Лесном”.

Задание № 8. Ваш восьмой и последний объект — закладной камень — расположен на пересечении улицы Карбышева и 2-го Муринского проспекта.

  • Найдите объект.
  • Прочитав надпись, вы узнаете, что будет на этом месте.

Выполнение задания: Участники находят объект на пересечении улицы Карбышева и 2-го Муринского проспекта. На закладном камне — табличка с надписью: “Святой памяти ленинградцев, отдавших жизнь в блокадные дни, в честь 60-летия победы над врагом на этом месте будет возрождена Преображенская часовня”.

Заключительные этапы

Вы прошли весь маршрут, на этом ваше путешествие заканчивается. Вы приступаете к следующему этапу — поиску и обработке недостающей информации. Итогом вашей работы станет презентация путешествия “Лесное помнит о войне”.

Авторы: Беткова О. И. — учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
высшей категории, ГБОУ № 97
победитель НПО «Образование», 2009,
почетный работник общего образования РФ, 2013
методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района;
Лаврова Е. Ю. — учитель истории высшей категории, ГБОУ № 97
почетный работник общего образования РФ, 2015.

Опубликовано: Уроки Великой Победы : Методические
материалы в помощь учителю /
сост. Л. К. Ермолаева. — СПб., 2010.

Свойства

Тип ресурса

Городские путешествия

Возраст

7-9 кл.

Тип статьи

Городские путешествия