куда пойти планы занятий полезные материалы
Ольга Берггольц

Ленинград Ольги Берггольц

Возраст: 10-11 кл.

Dom_Berggolz_001Dom_BerggolzYudovin_S-B-Berggoltz

Образовательное путешествие с вступительным занятием и подведением итогов в школе. 
Занятие посвящено биографии и творчеству Ольги Берггольц — поэтессе, чьи стихи читали наизусть и рассылали в письмах на фронт, ее называли “музой и голосом блокадного Ленинграда”, “Бло­кадной мадонной”.

Возраст: 16–18 лет

 

 


Цель: создать условия для осознания детьми важности духовного начала человеческой личности, особенно актуального во время экстраординарных событий.

1. Вступительное занятие.
Занятие проводится в школьной аудитории.
Основная задача этого занятия — познакомить детей с биографией и творчеством Ольги Берггольц, сформулировать ее роль в создании моральной атмосферы блокадного города.

Материалы к вступительному занятию:

  1. Видеозаписи чтения своих стихов О. Берггольц: “Мне от тебя теперь не оторваться…”.
  2. Карточки с напечатанными строками стихов О. Берггольц (“Я говорю с тобой…” и т. д.).
  3. Текст воспоминаний Лидии Чуковской об О. Берргольц.
  4. Фрагменты блокадного дневника О. Берггольц.
  5. О. Берггольц “Блокадный дневник”. СПб., 2015.

В ходе занятия дети работают в малых группах, каждая из которых знакомится с текстами, осмысляет их и обсуждает с другими учениками.

2. Образовательное путешествие. 

Образовательное путешествие проводится по улицам, прилегающим к Невскому проспекту.
Класс делится на несколько небольших групп, каждая из которых работает со своим маршрутным листом. Желательно,  чтобы группы работали самостоятельно и проходили маршрут в удобное для них время. Также возможно индивидуальное прохождение маршрута; в этом случае маршрутный лист получает каждый учащийся.

Задания образовательного путешествия:

  • Внимательно исследуйте объекты, обозначенные в маршрутном листе. Сфотографируйте их. Поразмышляйте, как связаны эти объекты с О. Берггольц, каким образом они “свидетельствуют” о жизни блокадного города.
  • На улице Рубинштейна, недалеко от Невского проспекта, найдите дом, в котором жила Ольга Берггольц. Как Вы думаете, когда было построено это здание? Найдите информацию о том, почему здание именовали “слеза социализма”.
  • О чем напоминает памятный знак на правом берегу Фонтанки, между Аничковым мостом и мостом Белинского? Почему он установлен именно в этом месте?
  • На Малой Садовой улице находится здание, в котором во время блокады работала Ольга Берггольц. Найдите его. Что сейчас располагается в этом доме? Как сохраняется память о поэте?
  • На стене одного из домов на Малой Садовой установлен памятник, связанный с деятельностью Ольги Берггольц. О чем рассказывает этот памятник?

3. Заключительное занятие. Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в форме творческой мастерской: ученикам предлагается создать коллаж из фотографий, вырезок, рукописных текстов.

Тема коллажа задана темой путешествия: “Ленинград Ольги Берггольц”, проблему ученики определяют самостоятельно, исходя из знаний, полученных во время вступительного занятия и образовательного путешествия.

Возможные варианты проблемы: зачем писать стихи во время голода? Современный Петербург и память о блокаде — город-памятник или город будущего?

Опубликовано: Методические рекомендации по работе с комплектом
плакатов “Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2011”
для учителей 5–8 классов. СПб.: Фрегат, 2010, с. 61–67.

 

Свойства

Возраст

10-11 кл.

Тип ресурса

Городские путешествия

Тип статьи

Городские рутешествия