куда пойти планы занятий полезные материалы
chel_v_blokade

Человек в блокадном городе

Возраст: 7-9 кл.

Образовательное путешествие с посещением городских музеев, вступительным занятием и подведением итогов в школе.
Разделившись на малые группы, ученики знакомятся с фрагментами блокадных дневников Ольги Берггольц, воспоминаниями Михаила Боброва, выдержками из блокадных дневников.

Возраст: 14–16 лет

 

 

 


Цель: создать условия для осознания детьми важности духовного начала человеческой личности, особенно актуального во время экстраординарных событий.

Необходимые материалы:

1 этап. Вступительное занятие

Постановка проблемы. “Проходят год за годом, и мы всё глубже осознаем этот триумф человеческого духа — великий Ленинград выстоял 900 дней блокады. Ничто не в силах преуменьшить победу этих мужчин и женщин; они боролись, несмотря на голод, холод, болезни, бомбы, снаряды, отсутствие отопления, транспорта, в городе, где, казалось, царила смерть. История тех дней — эпопея, которая будет волновать сердца, пока на земле существует человечество”. Так начинает свою книгу о блокаде Ленинграда американский историк Гаррисон Солсбери. Блокада до сих пор напоминает о себе. В школьных дворах находят неразорвавшиеся снаряды. Красивейшие ансамбли Царского Села и Петергофа, разрушенные фашистами, восстановлены едва ли наполовину. На стенах Исаакиевского собора до сих пор сохраняются следы от артиллерийских снарядов. И самое главное — память о блокаде живет в каждой петербургской семье. Потому что все горожане были на фронте — сам город был фронтом. Дети и старики, женщины и мужчины в нечеловеческих условиях сумели продержаться 900 блокадных дней. Почему? Что помогало им жить? Наверное, ответ на этот вопрос — самый главный урок блокады.

Сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос: “Какие качества помогли ленинградцам выжить в экстремальных условиях блокады?”

Ученики знакомятся с фрагментами блокадных дневников Ольги Берггольц, воспоминаниями Михаила Боброва, выдержками из блокадных дневников.

Задание:

  • Составьте собственное представление о том, как проходил день в блокадном Ленинграде.
  • Какие заботы больше всего волновали ленинградцев?
  • На что у них уходило время?

2 этап. Маршруты в городском пространстве и музеях Санкт-Петербурга

Для проведения второго этапа ученики делятся на небольшие группы.

Маршрут 1. Ольга Берггольц

О. Ф. Берггольц. Биографическая справка
Ольга Федоровна Берггольц (1910–1975). Ее отец был врачом на заводе, и поэтому все свое детство она провела на Невской заставе, фабричной окраине Петербурга-Петрограда. После революции Ольга Берггольц была сначала пионеркой, затем комсомолкой и коммунисткой, работала журналистом, много путешествовала. В 1937 г. она была репрессирована, два года провела в тюрьме. Славу ей принесли стихи, написанные во время блокады: тогда Ольга Берггольц работала на Ленинградском радио, и изо всех репродукторов в городе разносились её строки. Берггольц называли “первым поэтом блокадного Ленинграда”. Написанные ею в 1941–1943 гг. “Ленинградская поэма” и “Февральский дневник” стали символом мужества и стойкости горожан. Именно Ольга Берггольц написала эпитафии, выбитые на камнях Пискаревского кладбища: “Никто не забыт и ничто не забыто”.

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна….

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража стала у ворот…

И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдем
воительнице-армии навстречу
в освобожденном городе своем.

Мы выйдем без цветов, в помятых касках,
в тяжелых ватниках, в промерзших полумасках,
как равные, приветствуя войска.

И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая Слава,
держа венок в обугленных руках.

Задание:

  • На улице Рубинштейна, недалеко от Невского проспекта, найдите дом, в котором жила Ольга Берггольц.
  • Как вы думаете, когда было построено это здание?
  • Почему его называли “слезой социализма”?
  • О чем напоминает памятный знак на правом берегу Фонтанки, между Аничковым мостом и мостом Белинского?
  • Почему он установлен именно в этом месте?
  • На Малой Садовой улице находится здание, в котором во время блокады работала Ольга Берггольц. Найдите его. Что сейчас располагается в этом доме?
  • На стене одного из домов на Малой Садовой недавно был установлен небольшой памятник, связанный с деятельностью Ольги Берггольц. Осмотрите его. Чем можно объяснить выбор места для этого памятника?
  • Посетите музей истории Ленинграда на Английской набережной. Найдите на экспозиции материалы об Ольге Берггольц. Как они дополняют ваше представление о поэтессе?
  • Постарайтесь подробнее узнать о быте горожан во время войны. Как были устроены бомбоубежища, как они использовались? Почему многие жители предпочитали жить не в своих квартирах, а на месте своей работы?
  • Что поразило вас в музее? Какие экспонаты запомнились более всего?

Маршрут 2. Дмитрий Шостакович

Д. Д. Шостакович. Биографическая справка
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) родился в Петербурге, в интеллигентной семье, закончил Петербургскую консерваторию и всю свою жизнь посвятил музыке. В начале блокады Шостакович работал в отряде противопожарной обороны, тушил зажигательные бомбы, но в октябре был эвакуирован в Куйбышев. Написанная им во время войны Седьмая симфония стала символом трагедии и победы Ленинграда. 9 августа 1942 г., в день, когда немцы собирались торжественно войти в город, Седьмую симфонию исполнил под руководством Карла Элиасберга оркестр Радиокомитета, состоявший из обессиленных и голодных музыкантов. Эту симфонию транслировало Ленинградское радио; ее исполнение в осажденном городе, под непрестанным обстрелом, стало для всей страны знаком того, что Ленинград жив и не сдается врагу. А саму Седьмую симфонию с той поры называют Ленинградской.

Задание:

  • О чем рассказывает необычная мемориальная композиция на стене дома № 12 по Кронверкской улице?
  • Осмотрите здание на Кронверкской улице, 29 (угол с Большой Пушкарской). Как связан с этим домом Д. Шостакович?
  • Посетите музей “А музы не молчали…”. Чем отличается этот музей от всех остальных музеев, которые вы видели в Петербурге? Объясните название музея — кому он посвящен? Расскажите о тех людях, которым посвящен музей.
  • Какие истории вам особенно запомнились? Что поразило вас в этом музее?

Маршрут 3. Михаил Бобров

М. М. Бобров. Биографическая справка
Михаил Михайлович Бобров — почетный гражданин Петербурга. Это звание присвоили ему за то, что осенью 1941 г. он, инструктор по альпинизму, в составе специальной группы спасал от немецких бомбардировок самые знаменитые памятники Ленинграда. Страхуя друг друга на ветру и морозе, срываясь вниз и снова поднимаясь, под непрестанным обстрелом молодые люди сумели закрыть маскировочными чехлами золотые шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора, купола Никольского и Исаакиевского соборов — все те сооружения, которые были хорошо заметны с немецких самолетов и помогали ориентироваться в городе. Именно благодаря их работе эти здания уцелели во время войны. Кстати, Михаил Михайлович и сегодня ведет активную жизнь: он даже занесен в “Книгу рекордов Гиннеса” как старейший в мире покоритель Северного полюса!

Задание:

  • Почему дом №14 по Невскому проспекту считается блокадным памятником? О чем свидетельствует надпись на стене этого дома?
  • Найдите на стенах собора Спаса-на-Крови и Исаакиевского собора следы, оставленные блокадой. Как вы думаете, почему реставраторы не стали убирать эти следы? Представьте облик этих памятников в годы войны.
  • Посетите Музей обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке, 9.
  • Узнайте, как была организована оборона города. Кто защищал город? Где проходили самые кровопролитные бои? Как жили защитники города?

3 этап. Подведение итогов, создание творческой работы

Задание: Разработайте проект, направленный на распространение информации о блокаде:

  • определите форму, наиболее органичную именно для вашего проекта (печатная или электронная публикация, мультимедийная презентация, кинофильм, театральная постановка и т. д.);
  • выберите текстовые фрагменты, подходящие для публикации;
    подберите визуальное сопровождение для отобранных вами текстовых фрагментов. Это могут быть съемки в городском пространстве, в музеях, архивные фотоматериалы и рисунки;
  • при необходимости, подберите музыкальное сопровождения для дневника;
  • подготовьте презентацию вашего проекта.

Презентация проекта. Во время защиты своего проекта поразмышляйте:

  • Почему многие жители Ленинграда, не принимавшие непосредственного участия в боях, награждены медалью “За оборону Ленинграда”?
  • Как протекал обычный блокадный день?
  • От каких проблем больше всего страдали горожане во время блокады?
  • Каким образом современный Петербург сохраняет память о блокаде?
  • Как относятся современные горожане к истории блокады?
  • Надо ли сохранять память о блокаде или стоит поскорее забыть об этой страшной странице истории? Обоснуйте свое мнение.
  • Какие нравственные уроки преподносит история блокады жителям XXI в.?

Авторы: Е. Н. Коробкова, Я. Д. Нечаева, А. Д. Рапопорт, Д. А. Темкина.

Опубликовано: “Город в подарок”. Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу. Век двадцатый. Санкт-Петербургский центр культурно-образовательных инициатив “Среда”, 2013.

Свойства

Возраст

7-9 кл.